В этом разделе приведена модель мобильной системы, предназначенной для перемещения при
помощи мостового крана цилиндрического контейнера с грузом в бассейне, заполненном вязкой
жидкостью (см. рис. 1). Система такого типа применяется для перемещения
цилиндрических чехлов с отработанными тепловыделяющими сборками в бассейнах выдержки
некоторых атомных электростанций. На основе этой модели поставлена задача об оптимальных
по расходу энергии перемещениях цилиндрического тела в вязкой жидкости при заданных
времени и дальности перемещения [28].
Положение системы описывается обобщенными координатами ,
. Пусть
-
линейная скорость точки захвата, а
- угловая скорость цилиндра.
Движение крана осуществляется при помощи управляющей силы , линия действия которой
описывается уравнением
. Из всех остальных действующих на кран сил ниже
учитывается только сила тяжести. На цилиндрический контейнер действует управляющий момент
, сила тяжести, сила Архимеда и гидродинамическая сила. Работа, совершаемая
управляющими воздействиями
и
, описывается дифференциальным уравнением
Задача 4.1. Требуется найти управляющие воздействия и
переводящие с наименьшими затратами энергии
цилиндр
за заданное время
на заданное расстояние
. В начальный и конечный моменты
цилиндр имеет вертикальную ориентацию.
Ниже в краткой форме описано решение этой задачи с учетом только энергетических затрат на преодоление силы лобового сопротивления. Полное изложение результатов дано в статье [28].
Рассматриваемая задача является сингулярной и не может быть непосредственно решена при помощи классического вариационного исчисления. Ниже излагается редукция задачи 4.1 к вспомогательной задаче. Последняя не является сингулярной, однако принадлежит к числу задач негладкой оптимизации [26] и требует для своего решения специального подхода. Редукция опирается на то, что, во-первых, движение цилиндра происходит в потенциальном поле силы тяжести. Во-вторых, часть работы расходуется на изменение кинетической энергии цилиндра. Поэтому, поскольку граничные условия заданы, то варируемая часть работы, зависящая от выбора управляющих воздействий, - это энергетические затраты на преодоление силы лобового сопротивления.
В рамках гидродинамических ограничений L1-L3 и гипотезы 1 на движущийся в жидкости
цилиндр действуют сила лобового сопротивления и подъемная сила (2.9)-(2.11),
где - площадь проекции цилиндра на плоскость, перпендикулярную вектору его скорости
. Площадь
однозначно характеризуется углом атаки цилиндра
, т.е.
наименьшим по абсолютной величине углом между вектором
и осью цилиндра (при
этом направление отсчета по часовой стрелки считается положительным, поскольку движение
цилиндра описывается в левой системе координат). Расчет площади
приводит к формуле
(
,
)
С учетом (5.1) выражение для мощности имеет вид
Направление оси цилиндра определяется вектором
Задача 4.2. Требуется найти функции ,
, минимизирующие
терминальный функционал
при динамических ограничениях
Задача имеет две особенности. Во-первых, оптимальный процесс обладает свойством симметрии
относительно момента времени . Поэтому достаточно найти экстремальные управления
для некоторых граничных условий
при свободной ориентации
цилиндра в момент времени
Во-вторых, в силу отсутствия ограничений на величину
управлений задача относится к числу задач классического вариационного исчисления. Но
формальной попытке составить уравнения Эйлера-Лагранжа препятствует то, что мощность, а
отсюда и гамильтониан не дифференцируемы в ситуации, когда или
, или
.
Показано, что экстремали находятся среди управляемых траекторий, для которых
, если
,
, если
и
, если
. Здесь
.
Теорема 4.1. На оптимальном перемещении цилиндра мощность не изменяет своего
значения. Производная мощности по скорости точки захвата вне интервалов движения, во
время которых
, также сохраняет постоянное значение.
Затем установлено, что существуют экстремали только трех типов. Первая из них
соответствует движению цилиндра с сохранением вертикальной ориентации и с постоянной
скоростью точки захвата. Уравнения движения в соответствии со второй экстремалью в
промежутке времени приведены к виду, удобному для организации вычислительного
процесса для нахождения текущих оптимальных значений скоростей
и
, а именно:
Условия сопряжения экстремальных дуг дают возможность выписать выражения для двух углов
и
, позволяющие определить угол, начиная с которого цилиндр
должен двигаться с ориентацией, обеспечивающей равенство
. Такой режим назван
скольжением, так как в ходе него цилиндр движется с нулевым углом атаки. Скольжение
описывается системой (5.6) при условии, что мощность постоянна и
. Такая
система интегрируется до конца, при этом
Если относительное удлинение цилиндра , то можно выбрать интервал чисел
Рейнольдса
, на котором известны данные по значениям
коэффициентов лобового сопротивления цилиндров с образующими как перпендикулярными, так и
параллельными потоку (см., например, [12]. Практически, эти значения не зависят от
числа Рейнольдса. Эта информация положена в основу интерполирования коэффициентов
лобового сопротивления цилиндра по двум переменным - относительному удлинению и углу
атаки. Оптимальные скорости
и
ищутся среди тех, которые обеспечивают
удержание чисел Рейнольдса на указанном выше интервале. Тогда интерполированные
коэффициенты лобового сопротивления - медленно изменяющиеся функции числа Рейнольдса и,
следовательно, выполняется гипотеза 2 раздела 1.
Предварительный теоретический анализ позволяет установить интервалы знакопостоянства
параметров ,
и
. Оказывается, что
,
для
и
для
, где
. Кроме этого, установлено существование
двух универсальных констант
и
, которые позволили классифицировать
и описать структуру второй экстремали. Если
, то сход в режим
скольжения происходит по достижению угла
. В противном случае это происходит на углу
. Если
, то угол
, в противном случае угол
. Полученная информация о структуре системы
(5.8)-(5.13), являясь полезной, не снимает трудность ее численного
интегрирования. Дело в том, что хотя система(5.8)-(5.13) выписана в
нормальной форме Коши, она определяет
,
лишь неявным образом. Это
затруднение преодолевается введением для угла
запаздывания по времени, и
вычислительный процесс осуществляется по следующей схеме. Пусть в момент
заданы
углы
и
. Тогда можно найти угол атаки
, коэффициент лобового сопротивления
, коэффициент
, корень уравнения (5.12). Затем по формулам
(5.10), (5.11) можно подсчитать угол
, а по формуле
(5.9) - скорость перемещения центра масс
. Эта информация позволит
определить правые части системы (5.8) в момент
. После этого обобщенные
координаты цилиндра
,
в следующий момент
находятся, например, по формуле метода Рунге - Кутта. На рис. 2 представлены
графики изменения обобщенных скоростей, угла атаки и скорости центра инерции цилиндра в
функции его угловой координаты.
При интегрировании системы (5.8)-(5.13) необходимо на каждом шаге решать уравнение (5.12). Главная особенность этого уравнения состоит в неединственности его решений. Разработан алгоритм, который обеспечивает удержание нужного корня на нужной ветви решений уравнения (5.12) и в случае исчезновения этой ветви переводит его на другую ветвь. Чтобы найти нужный корень на очередном шаге интегрирования системы (без ``срыва'' на чужую ветвь), применяется специальная процедура. Она состоит в нахождении для искомого корня симметричного интервала. Эти и другие алгоритмические особенности, сопровождающие решение рассматриваемой задачи, детально обсуждаются в [28].
Вычислительный эксперимент позволил сделать вывод, что на всех удлинениях из
интервала (0.4, 4.2) вторая экстремаль не может дать результат лучше, чем третья. Система
(5.6) интегрируется в квадратурах как в случае движения цилиндра в соответствии с
первой экстремалью, так и с третьей. Это дает возможность сравнения первой и третьей
экстремалей уже аналитическими методами.
В результате установлены следующие факты. Если относительное удлинение цилиндра превышает
величину и отношение
больше, чем некоторое критическое значение
, зависящее от
, тогда третья экстремаль является оптимальной. В
противном случае оптимальным является движение цилиндра с сохранением вертикальной
ориентации и с постоянной скоростью. Здесь
и
- корни
некоторых трансцендентных уравнений. Значение
как функция относительного
удлинения цилиндра неограниченно и монотонно возрастает при
.
Исходную задачу можно решить как обратную задачу динамики. Действительно, информация об
оптимальных управлениях в задаче 4.2 является по сути дела информацией об оптимальных
фазовых траекториях в исходной задаче 4.1. Следовательно, достаточно подставить
оптимальные и
в уравнения движения цилиндра: