В этом разделе приведена модель мобильной системы, предназначенной для перемещения при
помощи мостового крана цилиндрического контейнера с грузом в бассейне, заполненном вязкой
жидкостью (см. рис. 1). Система такого типа применяется для перемещения
цилиндрических чехлов с отработанными тепловыделяющими сборками в бассейнах выдержки
некоторых атомных электростанций. На основе этой модели поставлена задача об оптимальных
по расходу энергии перемещениях цилиндрического тела в вязкой жидкости при заданных
времени и дальности перемещения [28].
Положение системы описывается обобщенными координатами , . Пусть - линейная скорость точки захвата, а - угловая скорость цилиндра.
Движение крана осуществляется при помощи управляющей силы , линия действия которой
описывается уравнением . Из всех остальных действующих на кран сил ниже
учитывается только сила тяжести. На цилиндрический контейнер действует управляющий момент
, сила тяжести, сила Архимеда и гидродинамическая сила. Работа, совершаемая
управляющими воздействиями и , описывается дифференциальным уравнением
Задача 4.1. Требуется найти управляющие воздействия и
переводящие с наименьшими затратами энергии цилиндр
за заданное время на заданное расстояние . В начальный и конечный моменты
цилиндр имеет вертикальную ориентацию.
Ниже в краткой форме описано решение этой задачи с учетом только энергетических затрат на преодоление силы лобового сопротивления. Полное изложение результатов дано в статье [28].
Рассматриваемая задача является сингулярной и не может быть непосредственно решена при помощи классического вариационного исчисления. Ниже излагается редукция задачи 4.1 к вспомогательной задаче. Последняя не является сингулярной, однако принадлежит к числу задач негладкой оптимизации [26] и требует для своего решения специального подхода. Редукция опирается на то, что, во-первых, движение цилиндра происходит в потенциальном поле силы тяжести. Во-вторых, часть работы расходуется на изменение кинетической энергии цилиндра. Поэтому, поскольку граничные условия заданы, то варируемая часть работы, зависящая от выбора управляющих воздействий, - это энергетические затраты на преодоление силы лобового сопротивления.
В рамках гидродинамических ограничений L1-L3 и гипотезы 1 на движущийся в жидкости
цилиндр действуют сила лобового сопротивления и подъемная сила (2.9)-(2.11),
где - площадь проекции цилиндра на плоскость, перпендикулярную вектору его скорости
. Площадь однозначно характеризуется углом атаки цилиндра , т.е.
наименьшим по абсолютной величине углом между вектором и осью цилиндра (при
этом направление отсчета по часовой стрелки считается положительным, поскольку движение
цилиндра описывается в левой системе координат). Расчет площади приводит к формуле
(, )
С учетом (5.1) выражение для мощности имеет вид
Направление оси цилиндра определяется вектором
Задача 4.2. Требуется найти функции , , минимизирующие
терминальный функционал при динамических ограничениях
Задача имеет две особенности. Во-первых, оптимальный процесс обладает свойством симметрии относительно момента времени . Поэтому достаточно найти экстремальные управления для некоторых граничных условий при свободной ориентации цилиндра в момент времени Во-вторых, в силу отсутствия ограничений на величину управлений задача относится к числу задач классического вариационного исчисления. Но формальной попытке составить уравнения Эйлера-Лагранжа препятствует то, что мощность, а отсюда и гамильтониан не дифференцируемы в ситуации, когда или , или . Показано, что экстремали находятся среди управляемых траекторий, для которых , если , , если и , если . Здесь .
Теорема 4.1. На оптимальном перемещении цилиндра мощность не изменяет своего значения. Производная мощности по скорости точки захвата вне интервалов движения, во время которых , также сохраняет постоянное значение.
Затем установлено, что существуют экстремали только трех типов. Первая из них
соответствует движению цилиндра с сохранением вертикальной ориентации и с постоянной
скоростью точки захвата. Уравнения движения в соответствии со второй экстремалью в
промежутке времени приведены к виду, удобному для организации вычислительного
процесса для нахождения текущих оптимальных значений скоростей и , а именно:
Условия сопряжения экстремальных дуг дают возможность выписать выражения для двух углов
и , позволяющие определить угол, начиная с которого цилиндр
должен двигаться с ориентацией, обеспечивающей равенство . Такой режим назван
скольжением, так как в ходе него цилиндр движется с нулевым углом атаки. Скольжение
описывается системой (5.6) при условии, что мощность постоянна и . Такая
система интегрируется до конца, при этом
Если относительное удлинение цилиндра , то можно выбрать интервал чисел Рейнольдса , на котором известны данные по значениям коэффициентов лобового сопротивления цилиндров с образующими как перпендикулярными, так и параллельными потоку (см., например, [12]. Практически, эти значения не зависят от числа Рейнольдса. Эта информация положена в основу интерполирования коэффициентов лобового сопротивления цилиндра по двум переменным - относительному удлинению и углу атаки. Оптимальные скорости и ищутся среди тех, которые обеспечивают удержание чисел Рейнольдса на указанном выше интервале. Тогда интерполированные коэффициенты лобового сопротивления - медленно изменяющиеся функции числа Рейнольдса и, следовательно, выполняется гипотеза 2 раздела 1.
Предварительный теоретический анализ позволяет установить интервалы знакопостоянства параметров , и . Оказывается, что , для и для , где . Кроме этого, установлено существование двух универсальных констант и , которые позволили классифицировать и описать структуру второй экстремали. Если , то сход в режим скольжения происходит по достижению угла . В противном случае это происходит на углу . Если , то угол , в противном случае угол . Полученная информация о структуре системы (5.8)-(5.13), являясь полезной, не снимает трудность ее численного интегрирования. Дело в том, что хотя система(5.8)-(5.13) выписана в нормальной форме Коши, она определяет , лишь неявным образом. Это затруднение преодолевается введением для угла запаздывания по времени, и вычислительный процесс осуществляется по следующей схеме. Пусть в момент заданы углы и . Тогда можно найти угол атаки , коэффициент лобового сопротивления , коэффициент , корень уравнения (5.12). Затем по формулам (5.10), (5.11) можно подсчитать угол , а по формуле (5.9) - скорость перемещения центра масс . Эта информация позволит определить правые части системы (5.8) в момент . После этого обобщенные координаты цилиндра , в следующий момент находятся, например, по формуле метода Рунге - Кутта. На рис. 2 представлены графики изменения обобщенных скоростей, угла атаки и скорости центра инерции цилиндра в функции его угловой координаты.
При интегрировании системы (5.8)-(5.13) необходимо на каждом шаге решать уравнение (5.12). Главная особенность этого уравнения состоит в неединственности его решений. Разработан алгоритм, который обеспечивает удержание нужного корня на нужной ветви решений уравнения (5.12) и в случае исчезновения этой ветви переводит его на другую ветвь. Чтобы найти нужный корень на очередном шаге интегрирования системы (без ``срыва'' на чужую ветвь), применяется специальная процедура. Она состоит в нахождении для искомого корня симметричного интервала. Эти и другие алгоритмические особенности, сопровождающие решение рассматриваемой задачи, детально обсуждаются в [28].
Вычислительный эксперимент позволил сделать вывод, что на всех удлинениях из интервала (0.4, 4.2) вторая экстремаль не может дать результат лучше, чем третья. Система (5.6) интегрируется в квадратурах как в случае движения цилиндра в соответствии с первой экстремалью, так и с третьей. Это дает возможность сравнения первой и третьей экстремалей уже аналитическими методами.
В результате установлены следующие факты. Если относительное удлинение цилиндра превышает величину и отношение больше, чем некоторое критическое значение , зависящее от , тогда третья экстремаль является оптимальной. В противном случае оптимальным является движение цилиндра с сохранением вертикальной ориентации и с постоянной скоростью. Здесь и - корни некоторых трансцендентных уравнений. Значение как функция относительного удлинения цилиндра неограниченно и монотонно возрастает при .
Исходную задачу можно решить как обратную задачу динамики. Действительно, информация об
оптимальных управлениях в задаче 4.2 является по сути дела информацией об оптимальных
фазовых траекториях в исходной задаче 4.1. Следовательно, достаточно подставить
оптимальные и в уравнения движения цилиндра: