Оптимальные стратегии, разрешающие задачи 1.1 и 1.2 для
конфликтно-управляемых систем (1.1), будем строить в двух случаях,
выделенных в параграфе 2. В первом случае будем полагать,что множества
и
, описывающие динамику, задаются
равенствами
Во втором случае будем полагать,что динамика объектов задается равенствами
Будем предполагать, что функция , описывающая плату
игры, удовлетворяет следующему условию.
Условие 3.1. Функция
выпукла
и удовлетворяет глобальному условию
Коши-Липшица в
При выполнении условия 3.1 справедливо следующее равенство
[5, стр. 130]
Введем в рассмотрение величину программного максимина [1,2]
Будем предполагать, что игра регулярна [1-5], т.е. выполнено следующее условие.
Условие 3.2. Функция такова, что
существует такая достаточно малая
величина
, что максимум в правой части равенства
(3.5) достигается на единственном векторе
для всех позиций
, для которых
при
.
Вектор-функция
непрерывна по
и аналитична по переменным
в области
.
Приведем примеры, когда выполнено условие 3.2. Для этого рассмотрим
игры сближения-уклонения, в которых плата равна евклидовой норме
вектора , т.е.
.
Тогда
,
при
,
и программный максимин (3.5) определяется равенством
Условие 3.2 для программного максимина (3.6) будет выполнено,
если объекты однотипны, т.е. если
и
в первом случае и если
и
во втором случае. Требование
существенно. В статье [13] приведен
пример, показывающий, что регулярность, имеющая место в случае линейных
однотипных объектов при
, отсутствует
за счет подходящего выбора нелинейных членов
при любых сколь угодно малых значениях
параметра .
Если условие 3.2 выполнено, то решение экстремальной задачи (3.5)
будем искать в виде ряда по степеням параметра
Введем в рассмотрение экстремальные стратегии [1-5].
О п р е д е л е н и е 3.1. Стратегии и
называются экстремальными, если
в каждой позиции
для которой при
,
они определяются множествами
состоящими из всех тех векторов
и
, которые удовлетворяют
условиям максимума
В регулярном случае экстремальные стратегии и
являются
допустимыми. Опираясь на методы работ [1,3,4,10] и
теорему 1, можно убедиться в справедливости следующего утверждения.
Теорема 3.1
Пусть динамика конфликтно управляемых систем
описывается уравнениями ,
,
или
,
,
,
удовлетворяющими условиям
или
, и пусть плата игры
удовлетворяет условию
. Тогда в регулярном случае
экстремальные стратегии
и
разрешают задачи
и
соответственно. Пара стратегий
составляет
седловую точку игры, причем цена игры
совпадает с программным максимином, т.е.
,
непрерывна по
, аналитична по
в области
и удовлетворяет
уравнению Гамильтона - Якоби при условии