Рассмотрим противоборствующие управляемые объекты, поведение которых
описывается дифференциальными включениями
Предположим, что управление объектами (1.1) производится на
заданном отрезке времени
и что в каждый текущий
момент времвни
оба игрока измеряют (или вычисляют
по доступной информации) реализовавшиеся значения
и
фазовых векторов
и
. Предположим, что
управляющие воздействия игроков формируются по принципу обратной
связи, т.е. в каждый текущий момент времени
реализующиеся значения
и
определяются на основании информации
о позиции игры и в
зависимости от значения параметра
, т.е. можно
записать
Способ формирования управлений в зависимости от позиции
будем называть стратегией. Стратегию первого игрока будем обозначать
символом
, а второго игрока -
. Допустимые стратегии
и
первого и второго игрока будем определять [1-5]
как полунепрерывные сверху
по включению при изменении позиции
многозначные отображения, которые каждой позиции
ставят в соответствие выпуклые и ограниченные множества
В дальнейшем на многозначные отображения
и
, фигурирующие в правой части (1.1), будут
наложены требования, при которых стратегии
и
, состоящие
из множеств
и
соответственно,
будут допустимыми.
Обозначим символами
и
множества решений дифференциальных включений (1.1), порождаемых
начальными условиями
,
и определенных на
отрезке
. Отметим, что множества
и
состоят
из абсолютно непрерывных по
функций
и
,
которые при почти всех
удовлетворяют включениям (1.1)
[1-5].
Обозначим через
множество пар функций
, удовлетворяющих
дифференциальному включению
Аналогично, через
обозначим
множество пар функций
,
удовлетворяющих дифференциальному включению
Пусть плата игры определяется равенством
Первый игрок, распоряжающийся выбором управления
, стремится минимизировать показатель качества
управления
а второй игрок, распоряжающийся выбором управления
, напротив, стремится максимизировать эту величину.
Будем изучать следующие две задачи [1-5].
Задача 1.1. Среди допустимых стратегий первого игрока требуется
найти оптимальную минимаксную стратегию
, которая при достаточно
малых значениях параметра
обеспечивает равенство
Задача 1.2. Среди допустимых стратегий второго игрока требуется
найти оптимальную максиминную стратегию
, которая
при достаточно малых значениях параметра
обеспечивает равенство
Здесь
Цель статьи - обоснование аналитических приближенных методов вычисления
оптимальных стратегий , разрешающих задачи 1.1 и 1.2 в виде
рядов по степеням малого параметра
. Работа опирается на методы
теории позиционных дифференциальных игр [1-5],
нелинейного анализа [6,7] и теории возмущений [8,9].
При общих предположениях относительно свойств дифференциальных включений
(1.1) в работе [10] указаны достаточные условия, при которых
для построения оптимальных стратегий и цены игры может быть
использовано правило экстремального прицеливания [1-4].
В данной работе эти исследования продолжаются
в случае регулярных возмущений и ее результаты частично анонсированы
в [11].