Рассмотрим противоборствующие управляемые объекты, поведение которых
описывается дифференциальными включениями
Предположим, что управление объектами (1.1) производится на
заданном отрезке времени
и что в каждый текущий
момент времвни оба игрока измеряют (или вычисляют
по доступной информации) реализовавшиеся значения и
фазовых векторов и . Предположим, что
управляющие воздействия игроков формируются по принципу обратной
связи, т.е. в каждый текущий момент времени реализующиеся значения
и определяются на основании информации
о позиции игры и в
зависимости от значения параметра , т.е. можно
записать
Способ формирования управлений в зависимости от позиции
будем называть стратегией. Стратегию первого игрока будем обозначать
символом , а второго игрока - . Допустимые стратегии и
первого и второго игрока будем определять [1-5]
как полунепрерывные сверху
по включению при изменении позиции
многозначные отображения, которые каждой позиции
ставят в соответствие выпуклые и ограниченные множества
В дальнейшем на многозначные отображения и , фигурирующие в правой части (1.1), будут наложены требования, при которых стратегии и , состоящие из множеств и соответственно, будут допустимыми.
Обозначим символами и множества решений дифференциальных включений (1.1), порождаемых начальными условиями , и определенных на отрезке . Отметим, что множества и состоят из абсолютно непрерывных по функций и , которые при почти всех удовлетворяют включениям (1.1) [1-5].
Обозначим через
множество пар функций
, удовлетворяющих
дифференциальному включению
Аналогично, через
обозначим
множество пар функций
,
удовлетворяющих дифференциальному включению
Пусть плата игры определяется равенством
Первый игрок, распоряжающийся выбором управления , стремится минимизировать показатель качества управления а второй игрок, распоряжающийся выбором управления , напротив, стремится максимизировать эту величину. Будем изучать следующие две задачи [1-5].
Задача 1.1. Среди допустимых стратегий первого игрока требуется
найти оптимальную минимаксную стратегию , которая при достаточно
малых значениях параметра обеспечивает равенство
Задача 1.2. Среди допустимых стратегий второго игрока требуется
найти оптимальную максиминную стратегию , которая
при достаточно малых значениях параметра обеспечивает равенство
Здесь
Цель статьи - обоснование аналитических приближенных методов вычисления оптимальных стратегий , разрешающих задачи 1.1 и 1.2 в виде рядов по степеням малого параметра . Работа опирается на методы теории позиционных дифференциальных игр [1-5], нелинейного анализа [6,7] и теории возмущений [8,9]. При общих предположениях относительно свойств дифференциальных включений (1.1) в работе [10] указаны достаточные условия, при которых для построения оптимальных стратегий и цены игры может быть использовано правило экстремального прицеливания [1-4]. В данной работе эти исследования продолжаются в случае регулярных возмущений и ее результаты частично анонсированы в [11].