В этом параграфе приводятся модельные примеры, в которых выполнены условия теоремы 3.1. Сначала дается пример, в котором динамика управляемого процесса удовлетворяет требованиям условия 2.1. Такие ситуации типичны, когда совпадают размерности управляющей силы и фазовых координат, или, наряду с ограничениями на управляющие силы, имеются также ограничения на скорости изменения фазовых координат управляемого процесса. Затем приводится пример, в котором динамика удовлетворяет требованиям условия 2.2. После этого формулируются игровые задачи о сближении объектов с аналогичной динамикой, в которых имеет место регулярный случай. Во втором примере даются результаты вычисления опорной функции области достижимости и оптимальных стратегий игроков.
П р и м е р 4.1. Рассмотрим задачу об управлении
вращением свободного абсолютно
твердого симметричного тела вокруг его центра тяжести в безвоздушном
пространстве. Пусть - главные центральные моменты инерции
тела, причем и
- достаточно малая величина.
Величины
означают управляющие моменты, создаваемые
двигателями относительно главных центральных осей инерции. Обозначив
через проекции вектора угловой скорости вращения тела на
глвные центральные оси инерции, запишем динамические уравнения Эйлера
П р и м е р 4.2. Рассмотрим материальную
точку переменной массы , движущуюся
по идеально гладкой горизонтальной плоскости
под действием заданной
силы притяжения (отталкивания) к началу координат
, где - некоторая малая
постоянная. Реактивная масса выбрасывается с постоянной по величине
относительной скоростью . Проектируя уравнение Мещерского на оси
координат и , получим следующие уравнения движения точки
Пусть на управления наложено ограничение
.
Для системы (4.2) вычислим опорную функцию
сечения области
достижимости
плоскостью
Это значит, что описанные выше вычисления следует вести
при условии, что вектор имеет вид
Вектор-функция
(2.4)
имеет вид
Отметим, что условие 2.2(в) существенно. Опорная функция области
достижимости системы (4.2) в пространстве
при определяется равенством
П р и м е р 4.3. Рассмотрим задачу выравнивания
угловых скоростей
двух симметричных тел вращающихся вокруг
центров тяжести в пространстве перед стыковкой,
когда тело, с которым необходимо состыковаться, вращается под действием
неизвестной ограниченной помехи.
Пусть и - проекции векторов угловой
скорости вра- щения тел на главные центральные оси инерции,
и - главные моменты внешних сил,
и
- моменты инерции
относительно этих осей первого и второго тела соответственно.
Предположим, что достаточно малы величины
и
.
В соответствии с (4.1) движения тел вокруг центров тяжести
происходят по законам
При объекты однотипны, следовательно, при будет иметь место регулярный случай и для вычисления экстремальных стратегий игроков можно использовать результаты теоремы 3.1.
П р и м е р 4.4. Рассмотрим задачу
сближения-уклонения двух точек и переменной
массы, движущихся по идеально гладкой горизонтальной плоскости
под действием заданной силы притяжения (отталкивания) к началу
координат. В соответствии с (4.2) движения точек происходят по
законам
Величина программного максимина (3.5) определяется равенством
Вектор
на котором
достигается максимум в правой части этого равенства, ищем в виде
Определим экстремальные стратегии и игроков. В области
множества и состоят
из единственной точки
Поступила 05.08.99