В [15,29,30] представлены модели однозвенного, двухзвенного и многозвенного
транспортных манипуляторов (ТМ) для перемещения грузов в жидкости (см. рис. 3).
Считается, что ТМ состоят из последовательно соединенных при помощи цилиндрических
шарниров осесимметрических звеньев. Шарниры располагаются в центрах масс звеньев, и
их оси параллельны друг другу, оси звеньев находятся в одной плоскости, называемой
плоскостью ТМ. Однозвенный транспортный манипулятор (ОТМ) статически уравновешен (за счет
изменяемой длины его выдвижной части) и его часть - противовес
- находится в корпусе носителя. Предполагается, что в шарнирах
ТМ действуют создаваемые внутренними усилиями управляющие моменты так, что действующий на
-е звено момент сопровождается действующим на -е звено моментом
, . Движение носителя ТМ осуществляется при помощи действующей
в его плоскости горизонтальной силы . Рассматриваемая механическая система
находится в жидкости. Поэтому помимо управляющих воздействий и сил тяжести
( - масса -го звена) на звенья действуют также силы Архимеда и
гидродинамические силы. Последние могут быть приведены к силам
,
приложенным к центрам масс звеньев, и моментам . При этом силы лобового
сопротивления и подъемные силы действуют в плоскости ТМ, а
моменты ей перпендикулярны. Эти моменты обусловлены несовпадением в общем
случае центров давления гидродинамических сил с центрами масс звеньев. На основе
описанной физической модели ТМ можно рассматривать эквивалентные плоские механические
системы точечных масс, последовательно соединенных бесконечно тонкими абсолютно жесткими
стержнями. Перечисленные выше силы приложены к этим точечным массам. Дифференциальные
уравнения движения ТМ получены в форме уравнений Лагранжа 2-го рода для эквивалентных
систем точечных масс (см. раздел 7). Литература по робототехнике содержит достаточно
полное описание приводов различного типа, создающих угловые управляющие моменты. В работе
рассмотрены два типа приводов. Первый из них реализует угловой момент ,
имеющий природу момента, создаваемого парой сил. Этому, например, соответствует случай,
когда момент создается электродвигателем со статором на одном звене и
ротором, жестко связанным с соседним звеном. Во втором случае угловой момент
создается посредством выходного штока переменной длины с фиксированным шарнирным
закреплением на предыдущем звене. Для ОТМ установлено, что форма обобщенной силы
( - угловая координата манипулятора) является инвариантной по
отношению к способу реализации углового момента манипулятора.
Таким образом, в [29] указаны формулы для составляющих обобщенных сил, соответствующих действующим на звенья ТМ силам лобового сопротивления и подъемным силам. Установлена инвариантность формы обобщенных сил, соответствующих обобщенным угловым координатам, по отношению к способам реализации приложенных к звеньям ТМ управляющих моментов.
Во введении были перечислены три особенности рассматриваемых задач энергетической оптимизации. Третья из них состоит в проблеме подсчета энергетических затрат. Формально для ее решения надо определить корректный с точки зрения теории обобщенных функций способ умножения разрывных обобщенных скоростей на импульсные управляющие воздействия (см. раздел 7). Однако в [29] выбран другой подход. Именно с использованием схем, описанных в [10,13], исходные задачи редуцируются к вспомогательным классическим задачам динамической оптимизации. Такой подход соответствует строгой математической формализации указанных нелинейных операций над обобщенными функциями (см. раздел 7). Редукция опирается на то, что движение ТМ происходит в потенциальном поле силы тяжести, и при этом часть работы расходуется на изменение кинетической энергии ТМ. Поскольку граничные условия заданы, варьируемая часть работы - это энергетические затраты на преодоление сил сопротивления. Вычисление мощности, соответствующей этим затратам, приводит к вспомогательной задаче минимизации таких затрат при ограничениях в виде кинематических связей ТМ и уравнения для энергетических затрат на преодоление сил сопротивления. Так построенная вспомогательная задача по форме принадлежит к числу задач классического вариационного исчисления. Так оно и есть в тех случаях, когда ТМ состоит из тел с гладкой поверхностью. Если в состав ТМ входят тела с кусочно-гладкой поверхностью (например, цилиндрические тела), то в пространстве обобщенных координат и скоростей исходной задачи появляются многообразия, на которых проекция этих тел на плоскость, перпендикулярную вектору скорости их центра масс, а следовательно, и гамильтониан теряют свойство дифференцируемости.
Общий итог проведенных исследований можно сформулировать так. На оптимальном перемещении ТМ мощность сохраняет постоянное значение. Если в точках оптимальной фазовой траектории мощность дифференцируема по обобщенным скоростям звеньев ТМ, то ее частная производная по скорости носителя остается постоянной.
Более подробно, вводятся следующие обобщенные координаты многозвенного транспортного
манипулятора (МТМ): - смещение носителя по горизонтали, ,
- угол между вертикалью и ым звеном. Тогда выражение для мощности
гидродинамических сил имеет вид
Задача 6.1. Решить задачу минимизации при динамических связях (7.1), (7.2) и краевых условиях .
Пусть звенья МТМ имеют гладкую поверхность.
Задача 6.2. Найти начальные скорости
Стандартная процедура Эйлера-Лагранжа приводит к утверждению.
Теорема 6.1. Пусть выполнены ограничения L1-L3 и гипотеза 1.
Тогда
Замечание. Многообразия типа (7.4) согласно принятой терминологии называют сингулярными [8,9].
В предположении гипотезы 2 согласно теореме Эйлера об однородных функциях третье
утверждение теоремы 6.1 имеет вид
Итак, установлено, что программы оптимальных переходов имеют
двухимпульсную структуру.
Цель начального импульсного воздействия - сбросить фазовое изображение МТМ на особое
многообразие, вдоль которого движение происходит до тех пор, пока не будет достигнуто
состояние, из которого конечный импульс переводит МТМ в заданное положение. В результате
исходная задача сведена к граничной задаче. Такая задача решается численно обычно так
называемым методом стрельбы [14].
В условиях неопределенных флуктуаций жидкости управляющие воздействия входят в уравнения движения МТМ с аддитивными помехами. Возникает задача о построении позиционного алгоритма управления МТМ, который обладал бы свойством: в случае исчезновения возмущений алгоритм обеспечивает оптимальное по отношению к сложившейся позиции завершение процесса управления. В качестве такого алгоритма в работе используется позиционная процедура импульсной коррекции, в результате которой осуществляется сброс фазового изображения МТМ на особую поверхность (7.4). С уменьшением времени между последовательными коррекциями фазовая точка все чаще начинает попадать на многообразие (7.4). В результате в процесс управляемого движения МТМ вносится эффект типа скольжения вдоль особой поверхности. Один из естественно возникающих здесь вопросов следующий: будет ли с увеличением частоты коррекции фазовая траектория МТМ стремиться к траектории, соответствующей [17] так называемому идеальному скольжению? Такое скольжение описывается исходной возмущенной системой с управлением, превращающим многообразие (7.4) в интегральное. Так как эта система совпадает с системой оптимальных движений (7.2), (7.3), то положительный ответ на поставленный вопрос позволил бы сделать вывод о том, что процедура импульсной коррекции с неограниченно возрастающей частотой обеспечивает оптимальное поведение МТМ при любых возмущениях , , , и, в частности, она решает задачу синтеза. Так оно и есть, поскольку уравнения движения МТМ и особая поверхность (7.4) удовлетворяют условиям теоремы 2.2 [17].
Ниже граничная задача, к которой сведено решение исходной задачи энергетической оптимизации, описана более подробно для мобильных двухзвенных манипуляторов [30]. Рассмотрение ведется в рамках подхода Стокса.
В этом случае силы сопротивления жидкости звеньев прямо пропорциональны скоростям
перемещения их центров инерции, т.е. существуют такие, что
, . Отсюда выражение для мощности сил лобового
сопротивления (7.1) будет иметь вид
В результате получено точное выражение смещения носителя двухзвенного ТМ в функции текущего времени и угловых координат его звеньев, задаваемое формулами (7.7), (7.8).
Формула (7.8) позволяет при помощи (7.6) вывести выражение для скорости
носителя:
Подстановка выражения (7.5) во второе из уравнений (7.3) приводит к линейной
по ускорениям системе
Таким образом, получена следующая система оптимальных движений
Для решения задачи 6.2 необходимо выбрать начальные значения скоростей и константу так, чтобы фазовое изображение ТМ оказалось в последний момент в заданном состоянии.
Задача об оптимальном перемещении однозвенного транспортного [15] манипулятора
формулируется и исследуется аналогично. Поэтому можно ограничиться указанием лишь
дополнительных фактов, обусловленных небольшой размерностью фазового пространства, равной
четырем, и тому, что рассмотрение ведется для случая малых чисел Рейнольдса, т.е. в
приближении Стокса. Система дифференциальных уравнений, описывающая оптимальное движение
ОТМ в промежуточные моменты процесса управления, допускает три интеграла. Эти интегралы
позволяют вычислить начальные условия и выписать непрерывные составляющие оптимальных
управлений в функции текущего значения угла поворота манипулятора . Сама же
программа оптимального изменения угла - решение
задачи Коши