В работе изучается следующая задача гарантированного поиска. Команда преследователей пытается поймать ``невидимого" для них убегающего на связном топологическом графе. Игроки обладают ``простыми движениями" с ограниченными максимальными скоростями, а топологический граф является фазовым ограничением для их траекторий. Задача заключается в нахождении наименьшего числа преследователей, необходимого для поимки убегающего при тех или иных условиях поиска.
Авторами первых статей, давших толчок к появлению многочисленных публикаций, посвященных задачам поиска на графах, являются Парсонс [18] и Петров [3]. С момента опубликования этих работ задачи поиска на графах привлекают внимание многих исследователей из разных областей математики по нескольким причинам. Первая причина - это связь некоторых задач поиска с играми в камни (pebble games) [13], которые имеют отношение к задачам рационального использования памяти ЭВМ. Во-вторых, выяснилось, что некоторые инварианты графов, первоначально возникшие в теории сверхбольших интегральных схем (СБИС), такие как ширина разреза [16], топологическая ширина ленты [15], величина вершинного разделения графа [9], во многих случаях имеют теоретико-игровую интерпретацию. Третьей причиной является связь задач поиска с путевой и древесной шириной графа - важнейшими параметрами в теории миноров графов, разработанной Робертсоном и Сеймуром [6,8]. Проблемы поиска на графах возникают также в задачах о координации движений роботов [19], в некоторых моделях борьбы с компьютерными вирусами [6] и в задачах сохранения секретности информации, передаваемой по электронным сетям с мобильными подслушивающими устройствами (``жучками") [12]. Подробную информацию о задачах поиска и их ``родственниках" можно найти в обзорах [6,10,17]. Некоторые результаты настоящей статьи опубликованы в [11].
Многие из полученных авторами результатов, нетрадиционных для ``российской" теории управления, встретили понимание и поддержку со стороны выдающегося представителя екатеринбургской математической школы Андрея Измаиловича Субботина, о чем мы, его петербургские коллеги, всегда будем помнить.
В дальнейшем под словом граф мы будем подразумевать конечный связный топологический граф, вершины которого суть точки в , а ребра - непересекающиеся конечнозвенные ломаные с концами в соответствующих вершинах. Граф предполагается не имеющим петель и кратных ребер.
На графе находятся преследователей и убегающий . Предполагается, что преследователи и убегающий обладают в (граф вложен в ) простыми движениями:
Обозначим через внутреннюю метрику графа , т.е. есть длина (в евклидовой метрике) кратчайшего пути в с концами в и , а через - неотрицательное число, характеризующее ``радиус поимки".
Убегающий считается пойманным преследователем в
момент , если
.
Совокупность траекторий преследователей
,
называется
программой преследователей, заданной на промежутке .
Программа преследователей
,
заданная на , называется выигрывающей, если для
любой траектории
убегающего , заданной на , существуют и
такие, что
, т.е. независимо от выбора
траектории убегающий ловится одним из преследователей.
Ставится вопрос о нахождении наименьшего натурального числа
такого, что у преследователей существует выигрывающая
программа, заданная на некотором промежутке . Понятно,
что эта величина
зависит только от графа , а также от чисел
и . Будем обозначать ее че-
рез
.
Задачу поиска бывает удобно интерпретировать как задачу очистки графа от ``распыленного" убегающего. Будем говорить, что для программы , , , точка является загрязненной в момент времени , если найдется траектория убегающего , , такая, что , и для всякого и имеет место неравенство . Множество загрязненных в момент точек графа обозначим через . Множество точек называется очищенным в момент множеством. Очевидно, что программа , является выигрывающей тогда и только тогда, когда для некоторого весь граф очищен.
Случай (убегающий может двигаться сколь угодно быстро) и первоначально рассматривался Парсонсом [18]. Отметим, что в этом случае наименьшее число преследователей, необходимое для существования выигрывающей программы, не зависит от длин ребер и является инвариантом, зависящим только от комбинаторной схемы графа. Случай, когда и изучался Головачем [1], а случай и - Петровым [3]. Задачи поиска Головача и Петрова являются естественным обобщением задачи Парсонса. Зависимость от длин ребер значительно усложняет решение задачи и определить величину можно лишь в исключительных случаях.
Одним из основополагающих фактов в изучении задачи поиска является теорема ЛаПо [14], гласящая, что в случае и the ``recontamination`` does not help to search a graph.1 К сожалению, для более общих задач поиска данный факт не верен и ``стандартная" техника неприменима.
Ранее в работах [1,2,4,5] авторами был получен ряд фундаментальных результатов о поиске. Основной целью данной работы является демонстрация того, как можно применять эти результаты при решении модельных задач.
В настоящей работе мы обозначаем через , , графы, состоящие из всех ребер и вершин тетраэдра, куба и октаэдра, соответственно. Полный граф с вершинами (т.е. граф, любые две вершины которого смежны) обозначается через . Заметим, что графы и изоморфны. Мы полагаем, что в графах , , и все ребра имеют единичную длину.
Дальнейшая часть работы имеет следующую структуру. В §2 вычисляются числа , , и для всех . В §3 доказывается, что для всякого при . Далее находятся числа , и при и доказывается, что при , при и при . В заключение (§4) мы формулируем некоторые гипотезы о поисковых числах графов правильных многогранников.