В работе изучается следующая задача гарантированного поиска. Команда преследователей пытается поймать ``невидимого" для них убегающего на связном топологическом графе. Игроки обладают ``простыми движениями" с ограниченными максимальными скоростями, а топологический граф является фазовым ограничением для их траекторий. Задача заключается в нахождении наименьшего числа преследователей, необходимого для поимки убегающего при тех или иных условиях поиска.
Авторами первых статей, давших толчок к появлению многочисленных публикаций, посвященных задачам поиска на графах, являются Парсонс [18] и Петров [3]. С момента опубликования этих работ задачи поиска на графах привлекают внимание многих исследователей из разных областей математики по нескольким причинам. Первая причина - это связь некоторых задач поиска с играми в камни (pebble games) [13], которые имеют отношение к задачам рационального использования памяти ЭВМ. Во-вторых, выяснилось, что некоторые инварианты графов, первоначально возникшие в теории сверхбольших интегральных схем (СБИС), такие как ширина разреза [16], топологическая ширина ленты [15], величина вершинного разделения графа [9], во многих случаях имеют теоретико-игровую интерпретацию. Третьей причиной является связь задач поиска с путевой и древесной шириной графа - важнейшими параметрами в теории миноров графов, разработанной Робертсоном и Сеймуром [6,8]. Проблемы поиска на графах возникают также в задачах о координации движений роботов [19], в некоторых моделях борьбы с компьютерными вирусами [6] и в задачах сохранения секретности информации, передаваемой по электронным сетям с мобильными подслушивающими устройствами (``жучками") [12]. Подробную информацию о задачах поиска и их ``родственниках" можно найти в обзорах [6,10,17]. Некоторые результаты настоящей статьи опубликованы в [11].
Многие из полученных авторами результатов, нетрадиционных для ``российской" теории управления, встретили понимание и поддержку со стороны выдающегося представителя екатеринбургской математической школы Андрея Измаиловича Субботина, о чем мы, его петербургские коллеги, всегда будем помнить.
В дальнейшем под словом граф мы будем подразумевать
конечный связный топологический граф, вершины
которого суть точки в
, а ребра
- непересекающиеся
конечнозвенные ломаные с концами в соответствующих вершинах. Граф
предполагается не имеющим петель и кратных ребер.
На графе находятся
преследователей
и убегающий
.
Предполагается, что
преследователи и убегающий обладают в
(граф вложен в
) простыми движениями:
Обозначим через внутреннюю метрику графа
, т.е.
есть длина (в евклидовой метрике)
кратчайшего пути в
с концами в
и
, а через
- неотрицательное число, характеризующее
``радиус поимки".
Убегающий считается пойманным преследователем
в
момент
, если
.
Совокупность траекторий преследователей
,
называется
программой преследователей, заданной на промежутке
.
Программа
преследователей
,
заданная на
, называется выигрывающей, если для
любой траектории
убегающего
, заданной на
, существуют
и
такие, что
, т.е. независимо от выбора
траектории убегающий ловится одним из преследователей.
Ставится вопрос о нахождении наименьшего натурального числа
такого, что у
преследователей существует выигрывающая
программа, заданная на некотором промежутке
. Понятно,
что эта величина
зависит только от графа
, а также от чисел
и
. Будем обозначать ее че-
рез
.
Задачу поиска бывает удобно интерпретировать как задачу очистки
графа от ``распыленного" убегающего. Будем говорить, что для
программы
,
,
, точка
является загрязненной в момент времени
, если найдется траектория
убегающего
,
, такая, что
, и для всякого
и
имеет место неравенство
.
Множество загрязненных в момент
точек графа
обозначим через
.
Множество точек
называется
очищенным в момент
множеством.
Очевидно, что программа
,
является выигрывающей тогда и только тогда, когда для некоторого
весь граф
очищен.
Случай (убегающий может двигаться сколь угодно
быстро) и
первоначально рассматривался Парсонсом
[18]. Отметим, что в этом случае наименьшее число
преследователей, необходимое для существования выигрывающей
программы, не зависит от длин ребер и является инвариантом,
зависящим только от комбинаторной схемы графа. Случай, когда
и
изучался Головачем [1], а
случай
и
- Петровым [3]. Задачи
поиска Головача и Петрова являются естественным обобщением задачи
Парсонса. Зависимость от длин ребер значительно усложняет решение
задачи и определить величину
можно лишь в исключительных случаях.
Одним из основополагающих фактов в изучении задачи поиска
является теорема ЛаПо [14], гласящая, что в случае
и
the ``recontamination`` does not
help to search a graph.1 К сожалению, для более общих задач
поиска данный факт не верен и ``стандартная" техника неприменима.
Ранее в работах [1,2,4,5] авторами был получен ряд фундаментальных результатов о поиске. Основной целью данной работы является демонстрация того, как можно применять эти результаты при решении модельных задач.
В настоящей работе мы обозначаем
через ,
,
графы, состоящие из всех ребер и вершин
тетраэдра, куба и октаэдра, соответственно.
Полный граф с
вершинами (т.е. граф, любые две вершины которого
смежны) обозначается через
. Заметим, что графы
и
изоморфны.
Мы полагаем, что в графах
,
,
и
все ребра имеют единичную длину.
Дальнейшая часть работы имеет следующую структуру. В §2
вычисляются числа
,
,
и
для всех
. В §3
доказывается, что для всякого
при
. Далее находятся числа
,
и
при
и доказывается,
что
при
,
при
и
при
.
В заключение (§4) мы формулируем некоторые
гипотезы о поисковых числах графов правильных многогранников.