Согласно процедуре, предложенной в разделе 3,
мы получили выигрыши игроков , соответствующие
оптимальному пути .
Эти выигрыши определяются как , .
Мы будем называть вектор
значением частично-кооперативной игры.
П р и м е р 2. Рассмотрим позиционную игру с деревом игры , изображенным на рис. 2.
Здесь . Личные позиции игрока - позиции и , игрока - и , игрока - и , игрока - и , и игрока - и . Выигрыши записаны в окончательных позициях, причем в каждом столбце верхнее число есть выигрыш игрока и т.д. Предположим, что кооперативная функция имеет следующую форму: , , , , , , , , , . Тогда множество игроков в игре есть . В игрок принимает решение в позиции , игрок - в , игрок - в и , игрок - в и , игрок - в , и . Выигрыши игрока в задаются суммой соответствующих терминальных выигрышей игроков , и в игре .
Построим оптимальный путь частично-кооперативной игры
.
Процедура построения оптимального пути начинается в окончательных
позициях и .
Коалиционная структура в и та же, что и в ,
т.е.
, и .
Тогда выигрыши для игроков из в позициях и
задаются в виде троек и соответственно,
причем первая компонента есть выигрыш игрока ,
вторая - игрока 3, и третья - игрока 4.
В позиции игрок делает ход налево, чтобы получить
.
Тогда
(знак * обозначает транспонирование) и
.
Так как
, то
в позиции для игрока 4 оптимальным является ход налево, чтобы
получить в .
Тогда
,
.
Так как
, то
в позиции для игрока оптимальным является
ход направо, чтобы получить в .
Тогда
,
.
В ходит игрок . Для него оптимальным является
ход налево, чтобы получить
.
Тогда
,
.
В решение принимает снова игрок . Для него оптимальным
является ход направо, чтобы получить
в .
В позиции игрок 5 не принадлежит коалиции
и играет индивидуально.
Однако его доля в предполагаемом выигрыше коалиции
не определена.
Построим на поддереве с начальной позицией
кооперативную игру
,
.
Фиксируя определенные выше решения игрока в и
игрока в , мы можем построить х. ф. ,
.
Х. ф. имеет следующие значения:
,
,
,
,
,
,
.
Отсюда, вектор Шепли
равен
.
Тогда
,
.
В позиции для игрока 5 оптимальным является ход налево,
чтобы получить коалиционную долю
в .
Тогда
,
.
Сравнивая и , получаем, что в позиции
для игрока 4 лучше идти направо.
Тогда
,
.
Игроку 3 следует идти налево в , чтобы получить 4.
Тогда
,
.
В соответствии с заданной кооперативной функцией
игрок 2 не кооперируется в позиции .
Его доля в выигрыше коалиции определяется
согласно вектору Шепли кооперативной игры
.
Максимизируя собственный выигрыш, в игрок 2 должен идти направо.
Тогда
,
.
Игрок 1 не кооперируется в позиции . Его доля в предполагаемом
выигрыше коалиции равна
.
Отсюда в игроку 1 следует идти налево и
.
В итоге в игре оптимальным путем является
(3.1) |
(3.2) |
З а м е ч а н и е 3. Рассмотрим обычную кооперативную игру , построенную на том же самом дереве из рис. 2. Заметим, что путь , приводящий к наибольшему общему выигрышу в игре , совпадает с оптимальным путем игры . Таким образом, кооперация игроков , и на поддереве достаточна для того, чтобы путь был бы реализован. Очевидно, что выигрыши игроков согласно значению игры и оптимальному в некотором смысле дележу игры совершенно различны. Рассмотрим вектор Шепли игры . Сравнивая компоненты игроков 3 и 4 в и , можно заметить, что игроки 3 и 4 теряют в выигрыше в случае, если они кооперируются.
Изменяя кооперативную функцию , получаем класс всех частично-кооперативных игр , которые могут быть определены на дереве . Представляется, что дележ наибольшего общего выигрыша в обычной кооперативной игре был бы более справедливым, если бы он строился с помощью значений игр .
Поступила 17.06.99