Согласно процедуре, предложенной в разделе 3,
мы получили выигрыши игроков , соответствующие
оптимальному пути
.
Эти выигрыши определяются как
,
.
Мы будем называть вектор
значением частично-кооперативной игры.
П р и м е р 2. Рассмотрим позиционную игру с деревом игры
,
изображенным на рис. 2.
Здесь
.
Личные позиции игрока
- позиции
и
,
игрока
-
и
, игрока
-
и
,
игрока
-
и
, и игрока
-
и
.
Выигрыши записаны в окончательных позициях,
причем в каждом столбце верхнее число есть выигрыш игрока
и т.д.
Предположим, что кооперативная функция
имеет следующую форму:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
.
Тогда множество игроков в игре
есть
.
В
игрок
принимает решение в позиции
,
игрок
- в
,
игрок
- в
и
,
игрок
- в
и
,
игрок
- в
,
и
.
Выигрыши игрока
в
задаются суммой
соответствующих терминальных выигрышей игроков
,
и
в игре
.
Построим оптимальный путь частично-кооперативной игры
.
Процедура построения оптимального пути начинается в окончательных
позициях и
.
Коалиционная структура в
и
та же, что и в
,
т.е.
,
и
.
Тогда выигрыши для игроков из
в позициях
и
задаются в виде троек
и
соответственно,
причем первая компонента есть выигрыш игрока
,
вторая - игрока 3, и третья - игрока 4.
В позиции
игрок
делает ход налево, чтобы получить
.
Тогда
(знак * обозначает транспонирование) и
.
Так как
, то
в позиции
для игрока 4 оптимальным является ход налево, чтобы
получить
в
.
Тогда
,
.
Так как
, то
в позиции
для игрока
оптимальным является
ход направо, чтобы получить
в
.
Тогда
,
.
В
ходит игрок
. Для него оптимальным является
ход налево, чтобы получить
.
Тогда
,
.
В
решение принимает снова игрок
. Для него оптимальным
является ход направо, чтобы получить
в
.
В позиции игрок 5 не принадлежит коалиции
и играет индивидуально.
Однако его доля в предполагаемом выигрыше коалиции
не определена.
Построим на поддереве
с начальной позицией
кооперативную игру
,
.
Фиксируя определенные выше решения игрока
в
и
игрока
в
, мы можем построить х. ф.
,
.
Х. ф.
имеет следующие значения:
,
,
,
,
,
,
.
Отсюда, вектор Шепли
равен
.
Тогда
,
.
В позиции
для игрока 5 оптимальным является ход налево,
чтобы получить коалиционную долю
в
.
Тогда
,
.
Сравнивая
и
, получаем, что в позиции
для игрока 4 лучше идти направо.
Тогда
,
.
Игроку 3 следует идти налево в
, чтобы получить 4.
Тогда
,
.
В соответствии с заданной кооперативной функцией
игрок 2 не кооперируется в позиции
.
Его доля в выигрыше коалиции
определяется
согласно вектору Шепли кооперативной игры
.
Максимизируя собственный выигрыш, в
игрок 2 должен идти направо.
Тогда
,
.
Игрок 1 не кооперируется в позиции
. Его доля в предполагаемом
выигрыше коалиции
равна
.
Отсюда в
игроку 1 следует идти налево и
.
В итоге в игре
оптимальным путем является
![]() |
(3.1) |
![]() |
(3.2) |
З а м е ч а н и е 3. Рассмотрим обычную кооперативную игру , построенную на том же самом
дереве
из рис. 2.
Заметим, что путь
, приводящий к наибольшему общему
выигрышу в игре
, совпадает с оптимальным путем
игры
.
Таким образом, кооперация игроков
,
и
на поддереве
достаточна для того, чтобы путь
был бы реализован.
Очевидно, что выигрыши игроков согласно значению
игры
и оптимальному в некотором смысле
дележу игры
совершенно различны.
Рассмотрим вектор Шепли
игры
.
Сравнивая компоненты игроков 3 и 4 в
и
,
можно заметить, что игроки 3 и 4 теряют в выигрыше в случае, если
они кооперируются.
Изменяя кооперативную функцию , получаем класс
всех частично-кооперативных игр
, которые
могут быть определены на дереве
.
Представляется, что дележ наибольшего общего выигрыша в обычной
кооперативной игре был бы более справедливым, если бы он строился
с помощью значений
игр
.
Поступила 17.06.99