Для того, чтобы опубликоваться, авторы отдают свои рукописи в издательство. Затем дизайнер издательства определяет макет документа (ширину столбцов, шрифты, интервалы выше и ниже заголовков и т.п.). Дизайнер записывает свои инструкции в рукописи и отдает ее верстальщику, который верстает книгу в соответствии с этими инструкциями.
Дизайнер-человек пытается понять, что автор имел в виду, когда писал свою рукопись. Он определяет заголовки глав, цитаты, примеры, формулы и прочее, исходя из своего профессионального опыта и из содержания рукописи.
В среде LATEX, LATEX берет на себя роль дизайнера книги, используя TEX в качестве верстальщика. Но LATEX -- это всего лишь программа, и, следовательно, нуждается в более четких инструкциях. Автор должен предоставить дополнительную информацию, описывающую логическую структуру своей работы. Эта информация записывается в текст в виде <<команд LATEX>>.
Это в корне отличается от WYSIWYG1 подхода, принятого в большинстве современных текстовых процессоров, таких как MS Word или Corel WordPerfect. В этих приложениях авторы форматируют документ интерактивно в процессе набора текста на компьютере. В процессе работы они могут видеть на экране как будет выглядеть их работа, когда, в конце концов, она будет напечатана.
При использовании LATEX обычно невозможно увидеть итоговую картину во время печатания текста. Ее, однако, можно посмотреть на экране после обработки файла LATEX. Затем можно внести исправления перед собственно печатью.